Проверка СИЗ: как провести время с пользой?
Поездки в горы отменяются, предприятия останавливаются, всем нам нужно оставаться дома, чтобы защитить себя и окружающих во время эпидемии. Но ведь дома можно сделать много полезного! Для начала мы рекомендуем собрать все ваше снаряжение и тщательно его проверить.
Проверка средств индивидуальной защиты (СИЗ) от падения с высоты – это процедура, регламентированная Правилами охраны труда при работе на высоте, а также определенными ГОСТ, и проводится она компетентным лицом. Но мы сейчас хотели бы поговорить не о законодательной базе. Все, кто работает на высоте и прошел соответствующее обучение, и так прекрасно осведомлены на данную тему. Однако помимо всего, что называется СИЗ на территории нашей страны, существует еще спортивное снаряжение. И мы хотели бы напомнить всем нашим читателям, что спортивное снаряжение также нуждается в периодических проверках.
Это касается не только вашей скалолазной обвязки, каски и оттяжек. Проверять нужно также кошки, ледорубы и ледовые инструменты, зажимы, веревки, самостраховки, блоки и ролики… почти все. Оставить без присмотра можно разве что мешочек для магнезии.
Поэтому, пока вы дома, советуем собрать все ваше снаряжение, аккуратно сложить и по очереди, карабин за карабином, все это проверить.
О том, как именно проводить проверку СИЗ, мы писали много раз, делая акцент на различные виды снаряжения. В этой статье мы постараемся описать общую логику процедуры, так, чтобы вы смогли провести осмотр чего угодно, даже если у вас нет под рукой бланка или инструкции.
Следы недопустимой нагрузки - утилизация
Пункт 1 – вы должны знать историю использования изделия
И в этой истории не должно быть никаких нарушений инструкции по эксплуатации (недопустимых нагрузок, хранения при экстремальных температурах, модификаций изделия…). Это не какая-то формальность или требование нормативных актов, это очень, очень важный пункт, поэтому он первый. Если вы не знаете, кто использовал снаряжение до вас и что с ним происходило, его ни в коем случае нельзя использовать.
Предыдущий владелец мог неаккуратно относиться к своему «железу». Оставлять надолго на солнцепеке каску, положить мокрую обвязку в баул и забыть про нее на полгода, дергать автомобиль маленьким оттяжечным карабином… Вы не заметите повреждений, купив с рук или получив от кого-то в подарок такое снаряжение. Но они могут быть, и могут быть опасны для вашей жизни и здоровья. Исключение составляет только прокатное снаряжение скалодромов, веревочных парков и т.п., в этом случае проверкой и отслеживанием всей истории занимаются владельцы проката (не менее внимательно).
Вы скажете – ну ладно, ну а что кошки? Что такого страшного, если я возьму в горы какие-то кошки, которые нашел в гараже? Это действительно не такая острая группа риска, но представьте себе такой случай. Предыдущий владелец решил заточить кошки, но не прочитал предварительно, как правильно это делать. Использовал для заточки точильный станок, а не напильник, и при этом даже не охлаждал зубья в воде. Вы отправляетесь в горы и перекаленные передние зубья просто-напросто ломаются при неудачном ударе о камень. Очень неприятная ситуация!
Итак, с историей разобрались, переходим дальше.
Пункт 2 – наличие маркировки и срок годности
На всех СИЗ на этапе производства наносится серийный номер, из которого вы точно можете определить дату его изготовления. Структура номера менялась с годами, но первые две цифры всегда укажут вам на год изготовления.
Срок службы изделий из текстиля и пластика – 10 лет от даты производства. После этого никто не может гарантировать вам сохранение всех технических характеристик, в первую очередь прочности. Если вашей обвязке, или каске, или оттяжке больше 10 лет – немедленно выбраковывайте их. Это касается даже изделий, которые вообще не использовались, лежат новые, в коробочке и «совершенно нормальные на вид».
Для изделий Petzl из металла срок службы не ограничен, однако наличие маркировки в любом случае очень важно. Серийный номер изделия точно указывает вам на то, какой именно карабин вы держите в руке, и не тот ли это самый OK, который в прошлом году упал с 10 этажа, и вы оставили его в качестве брелка.
Пункт 3 – сравните изделие с новым на предмет наличия модификаций
Это самый сложный в реализации пункт для обычных пользователей. Мало шансов, что дома у вас есть новый двойник для всего снаряжения, скорее всего совсем наоборот. Выполните этот пункт, на сколько это возможно – посмотрите фото по названию и артикулу изделия, почитайте описание на сайте производителя.
Никакие модификации конструкции недопустимы. Всю опасность модификаций могут продемонстрировать несколько примеров из нашего опыта. Пользователи приносили нам:
- каску VERTEX, в которой очень аккуратно были просверлены дрелью отверстия для вентиляции
- ASAP с карабином OK, у которого была отпилена часть муфты, так чтобы сделать карабин полуавтоматическим (вместо трехтактного автомата)
- спусковое STOP, у которого была приварена удлиненная ручка из металла…
Износ - утилизация
Все эти модификации делают использование СИЗ совершенно недопустимым.
Пункт 4 – осмотр изделия
Это самая большая часть осмотра, и процедуры для каждого вида изделия подробно расписаны в соответствующих бланках. Вы можете скачать бланки на нашем сайте, в карточках товара, файлы прикреплены чуть ниже инструкций по применению. Инструкцию тоже скачайте и пользуйтесь ей при осмотре. Проверяются все части снаряжения, внутренние и внешние, текстильные, пластиковые и металлические. Если собрать самые главные тезисы, осмотр заключается в следующем:
- на изделии не должно быть следов ударов и недопустимых нагрузок, трещин, вмятин, деформаций, коррозии, следов химического воздействия, и т.д.
- проверьте уровень износа снаряжения, необходимо выбраковывать все снаряжение, износ которого достиг 1 мм в глубину (или индикатора износа, если такие имеются)
- убедитесь, что все движущие части движутся как надо, а все не движущиеся части – не движутся (отсутствует люфт)
Пункт 5 – проведите функциональный текст
Проверьте, работает ли снаряжение так, как оно должно работать. Это применимо не ко всему, но мы приведем несколько примеров.
- Спусковое устройство: установите его на веревку на очень небольшой высоте, нагрузите весом 1 человека и проверьте, корректно ли оно работает при спуске.
- Блок-ролик с зажимом: установите ролик на анкерную точку, заправьте веревку. Убедитесь, что при активном положении зажима веревка движется только в одну сторону.
- Зажим для подъема: установите зажим на веревку, убедитесь, что он свободно поднимается по ней вверх и блокируется при попытке передвинуть зажим вниз. Также проверьте, не ползет ли он вниз при нагрузке веса 1 человека (на очень небольшой высоте).
Пункт 6 – ремонт
Если какие-то детали снаряжения повреждены, но при этом они являются сменными, вы можете его починить. Обычно замене подлежат такие вещи, как пряжки подбородочного ремня и клипсы для фонарей на касках, болты на разъемных соединительных элементах, фасты, чехлы амортизатора рывка и т.п.. Узнать о наличии сменных запчастей можно в сервисном центре, пишите на service@petzl.ru.
Пункт 7 – вердикт
После осмотра вы можете:
- Признать изделие пригодным к эксплуатации
- Признать изделие пригодным к эксплуатации, но требующим повышенного внимания
- Определить, что необходим ремонт
- Признать изделие непригодным к эксплуатации
В последнем случае рекомендуется его утилизировать.
Новинка | Средство защиты втягивающего типа "Рысь"